RUS | ENG

Кулакова Галина Алексеевна

Кулакова Галина Алексеевна - олимпийская чемпионка 1972 года в Саппоро (Япония) (10 км, 5 км и эстафета 3х5 км), в Инсбруке (Австрия) 1976 года в эстафете 3х5 км, серебряный призер олимпиады 1968 года  в Гренобле (Франция) (5 км, только падение Кулаковой за 500 метров до финиша позволило шведке Тойни Густафссон опередить советскую лыжницу) и 1980 года в Солт-лейк-сити (эстафета 4х5 км), бронзовый призёр Олимпийских игр 1968 года (эстафета 3х5 км) и 1976 года (5 км). Абсолютный победитель чемпионата мира 1974 года в Фалуне (Швеция) (10 км, 5 км и 4х5 км), двукратная чемпионка мира 1970 года в Высоких Татрах (Чехословакия) на 5 км и в эстафете 3х5 км, 39-кратная чемпионка СССР: 5 км (1969, 1973, 1974, 1975, 1977, 1979), 10 км (1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1977, 1978, 1979, 1982), 20 км (1977, 1978, 1979, 1980, 1981), 30 км (1975, 1976, 1977, 1979, 1980), эстафета 4х5 км (1967, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976, 1978, 1979, 1981), обладательница самого первого Кубка мира 1978/79 годов.

      На лыжах она начала ходить с детства, и отнюдь не из-за какой-то особой любви к ним: просто иначе в расположенную в трех километрах от деревни школу зимой было не попасть. Да и лыж как таковых не было, их заменяли обыкновенные доски. Но и на них она умудрялась каждый день отмахивать по десять километров. И поскольку никакой другой секции в совхозе «Боткинский» больше не было, Галя стала заниматься в ней.
      Время от времени ее посылали на различные соревнования, но особых лавров она на них не снискала. Так было и на соревнованиях сельских спортсменов в Свердловске, где Галя выступила крайне неудачно.
      По дороге домой она заехала к жившей в Воткинске сестре Лиде, и та уговорила ее выступить на лыжном первенстве района вместо нее. Галина согласилась и заняла второе место. А вскоре за ней в ее родное Степаново приехал мастер спорта Петр Наймушин, готовивший команду Воткинска к городским соревнованиям. И кто знает, как сложилась бы ее жизнь, если б не те соревнования в Воткинске да недомогание сестры...
      Галина Алексеевна Кулакова родилась 29 апреля 1942 года в деревне Степанове, в тридцати километрах от города Воткинска. Ее отец погиб на фронте, и детство у Гали было тяжелое, как и у всех оставшихся без кормильца семей. Но Гале пришлось особенно тяжело, ведь помимо нее в семье было еще шесть девочек и два мальчика, и всех их растила одна только мать, женщина, которая своим трудолюбием удивляла даже повидавших виды крестьянок и сумела не только выстоять в тяжелейшие военные и послевоенные годы, но и сохранить душевное тепло и веселый нрав. Несмотря на холод и голод, семья Кулаковых жила на редкость дружно, с ранних лет дети учились не только выживать, но и помогать друг другу.
      Как и все ее сверстницы, Галя рано приобщилась к тяжелому крестьянскому труду и в семнадцать лет стала дояркой. В четыре часа утра она была уже в коровнике, а после тяжелого трудового дня возвращалась домой и принималась за бесконечные домашние дела. Но девушка не роптала: коровы, за которыми она ухаживала, кормили всю деревню. И, несмотря на лишения, Галя росла очень крепкой девушкой.
      К радости нашедшего ее Наймушина, Галя удачно выступила на областных соревнованиях. Да, ее бег был далек от совершенства, и тем не менее уже тогда в нем чувствовалась та редкая сила, которая и заставила тренера обратить на Галину пристальное внимание. И хотя работа отнимала у Галины много времени и сил, никакие трудности не могли заставить ее, уже по-настоящему полюбившую лыжи, пропускать тренировки. Прекрасно понимая, что она пока очень многого не знает, девушка засела за специальную литературу по технике и тактике лыжного бега, постоянно советовалась с опытными спортсменами и много тренировалась, благо входила теперь в группу Наймушина. Всего через год она выиграла гонки на пять и десять километров на первенство ЦС «Труда», в 1967 году пришли победы на всесоюзных соревнованиях, и ее включили в олимпийскую команду СССР.
      Она уже тогда была очень сильна, и только несчастный случай не позволил ей стать чемпионкой в беге на пять километров. За пятьсот метров до финиша, когда практически все было уже сделано для победы, Галина упала на вираже и потеряла драгоценные секунды. Они позволили безнадежно отстававшей от нее шведке Густафсон обогнать нашу лыжницу. Было от чего прийти в отчаяние, и первые дни после столь драматически сложившейся для нее гонки Галина не находила себе места и с трудом сдерживала слезы. Да и что ей была серебряная медаль, когда всего несколько шагов отделяли ее от золота!
      Но переживания переживаниями, а жизнь продолжалась, и через несколько дней Галина получила свою вторую олимпийскую награду в эстафете три по пять километров. Правда, только бронзовую. С Олимпиады она вернулась обогащенная не только бесценным опытом, но и пониманием того, что причиной ее неудачи была не только секундная рассеянность, но и несовершенная техника. И она принялась работать над этой самой техникой так, что Уже очень скоро ее бег был признан образцовым, а кинограмму с ним стали изучать во всем мире. А Галина продолжала творить чудеса и после столь памятного для нее Гренобля не проиграла ни одного соревнования в сезоне. Правда, теперь она работала с Виктором Александровичем Ивановым. Новый тренер стал уделять еще больше внимания «физике», и теперь Галину можно было видеть даже на байдарке. Продолжалась работа и над оттачиванием ее неповторимой, восхищавшей всех специалистов техники.
      Перед первенством мира 1970 года в Высоких Татрах ей заранее «отдали» все мировое золото, но случилось непредвиденное. Прямо с трассы гонок на Кубок СССР Галину увезли в одну из свердловских клиник, где ей сделали операцию, после которой она долго не могла прийти в себя. А когда пришла, начала заново учиться ходить! И чего ей стоили эти первые шаги от кровати к тумбочке и назад, знали лишь сама Галина да ее лечащий врач Галина Ивановна Тарасова, боровшаяся за жизнь своей знаменитой пациентки целых двенадцать бессонных ночей. Ни о каких лыжах не могло быть и речи, поскольку после подобных операций надо было лежать около трех месяцев и набираться сил. Но Галина не могла столько ждать и делала все возможное и невозможное, чтобы как можно быстрее вернуться в строй. В своем страстном желании поскорее выйти на лыжню она демонстрировала такую силу воли, что видавшая на своем медицинском веку разных больных Тарасова только качала головой.

Саппоро (Япония) 1972 год. Слева-направо: Кулакова, Мухачева, Олюнина.

      Вопреки всем прогнозам и законам, Галина встала уже через несколько недель и приступила к тренировкам, несказанно изумив ведь медицинский персонал больницы. Правда, у нее хватило ума не бросаться сломя голову в погоню за потерянным и восстанавливать былые навыки постепенно. И когда она выиграла свои пять километров на первенстве мира в Чехословакии, мало кто знал, чего стоило ей эта фантастическая с точки зрения традиционной медицины победа.
      И все же главной ею целью по-прежнему оставались Олимпийские игры. Конечно, золотые медали чемпионата СССР, Европы и мира стоили дорогого, но все же они не шли ни в какое сравнение с олимпийским золотом. И именно в Саппоро в битве с такими грозными соперницами, как финки Марьята Кайосмаа и Хилька Кунтола, олимпийские чемпионки норвежки Ингер Айфлус, Верит Мардре-Ламмедаль и подававшая большие надежды Аслаут Даль, чешка Хелена Шиколова и немка Рената Фишер, можно было проверить себя по-настоящему. Да что там говорить, ее соперницы были очень сильны, и все же до Кулаковой им было далеко. Что она убедительно доказала уже на «десятке», на которой с ней смогла соперничать лишь одна Кайосмаа.

Инсбрук (Австрия) 1976 год.

      А вот на «пятерке» ей пришлось-таки понервничать. Вместе с неугомонной финкой в погоню за ней пустилась и ее подруга Шиколова, взявшая старт минутой позже. Как казалось самой Галине, она шла в хорошем темпе, и тем не менее следивший за графиком ее бега тренер то и дело недовольно выкрикивал: «Минус одна!» Она прибавила скорость и снова услышала ту же самую фразу! И тогда Галина пошла, что называется, ва-банк. Она ничего не видела вокруг себя, перед глазами стояли какие-то оранжевые круги, она задыхалась и все-таки продолжала эту сумасшедшую гонку! И когда у нее уже не оставалось ни физических, ни душевных сил, чтобы продолжать бег, она финишировала и стала чемпионкой. Наблюдавшие за гонкой специалисты недоуменно разводили руками. И было от чего. Выиграть на последнем километре у прекрасно бежавшей финки целых шесть секунд — это дорогого стоило. Но тогда, в горячке, она как будто даже не поняла, что кричит ей тренер Иванов. А он, бросившись к ней, восторженно воскликнул: «Да ты хоть понимаешь, что сделала?» После гонки Галину спросили, не опасалась ли она своих подруг по команде. Она недоуменно пожала плечами и улыбнулась: «Если я кого и опасалась, то только Кайосмаа. А наших чего опасаться? Ведь это наши».
      Напрасно журналисты уговаривали ее открыть им главный секрет ее блестящей победы. Галина так ничего им и не сказала. Да и что было говорить? Ведь тогда бы ей пришлось рассказывать всю свою жизнь. Да и не очень-то она любила говорить. Ведь сама специфика лыжного спорта, а гонки проходят по большей части в молчаливом лесу, не способствует говорливости и суете. Пусть лучше за нее говорят ее результаты. И они говорили, да еще как. На следующий день Галина выиграла вместе с командой эстафету и стала трехкратной олимпийской чемпионкой.

      После такого блестящего выступления Галина не собиралась почивать на лаврах — она успешно выступила на чемпионате мира 1974 года в Фалуне. Там ей пришлось хорошо потрудиться, хотя сражалась она за победу не с знаменитой Кайосмаа, мечтавшей о реванше за поражение в Саппоро, а с лыжницей, имени которой она до той минуты даже не слышала. Когда Кулакова узнала, что пригрывает какой-то Бланке Паулу, то поначалу подумала, что ослышалась.
      Но увы, так оно и было на самом деле. Бланка бежала как заправский мастер, и Галине оставалось уповать только на те самые подъемы, на которых она всегда отрывалась от соперниц и Уходила вперед. Так случилось и на этот раз, и после очередного подъема она наконец-то услышала куда более привычную для себя фразу: «Плюс пять!» Галина выиграла, но опередила грозную чешку всего на секунду с небольшим, и теперь все предвкушали напряженнейшую борьбу на «десятке». Однако борьбы как таковой не получилось. Бланка, не имевшая достаточного опыта и, надо полагать, сил, лишь поначалу пыталась бороться с Галиной на равных, а потом не выдержала предложенного ей Ураганного темпа и отстала на целых двадцать пять секунд. Ну а после того как Галина вместе с подругами одолела в эстафете грозную команду ГДР, исполнилась ее заветная мечта — она выиграла сразу все золото мира! Но ей и этого показалось мало, она была весьма решительно настроена стать первой и в олимпийском Инсбруке, благо в то время она находилась в самом расцвете своих сил и таланта.

39-кратная чемпионка СССР.

      Но увы. В Австрии Кулакова почувствовала себя плохо и, завоевав на «десятке» только бронзу, оказалась в центре скандала. Экспертиза на допинг показала в ее организме наличие запрещенного эфедрина, входившего в состав галазолина, которым Галина лечилась от простуды. Восемнадцать врачей занимались «делом» Кулаковой и в конце концов признали Галину виновной в применении запрещенного препарата. И Галина только покачала головой: нет, не случайно накануне гонки ей приснился бык, извечный предвестник ее неудач. Вернувшись из Инсбрука, Галина быстро набрала форму и тут же выиграла Кубок мира 1979 года. Ну а когда она отправилась на свои очередные Олимпийские игры в Лейк-Плэсид, специалисты даже не сомневались в том, что основная борьба развернется между нею и Сметаниной.


      Но увы, Галина и на этот раз выступила неудачно, заняв всего-навсего пятое место в индивидуальных гонках и проиграв эстафету лыжницам ГДР. Что ж, спорт есть спорт, и вечно выигрывать в нем невозможно. Да и нельзя было Кулаковой жаловаться на свою судьбу, о чем она прекрасно сказала сама. «Я ни о чем не жалею. Спорт дал мне все — славу, уважение, финансовое благополучие и многое другое. Но если бы случилось чудо, и я смогла бы прожить свою жизнь заново, я в ней ничего бы не поменяла!»
      Конечно, ни о каком новом олимпийском цикле уже не могло быть и речи, и тем не менее перед своим уходом из спорта Галина очень хотела выиграть свою юбилейную сороковую награду в лыжной эстафете на чемпионате СССР. И снова не получилось. Правда, не по ее вине. Слишком уж слабая лыжница бежала впереди, и даже такой испытанный боец, как Кулакова, не смогла наверстать упущенного. Она ушла, и ей сразу же предложили переехать в Москву. Но оставшаяся верной себе Кулакова только покачала головой. «Я лыжница,— усмехнулась она,— и мне нужен снег!»

      Что же, все правильно, и как трудно представить себе артиста, всю жизнь прослужившего в театре, без сцены, так же невозможно представить себе нашу великую лыжницу без лыжни. Галина Алексеевна и по сей день продолжает жить активной и очень насыщенной жизнью и собирается организовать свой музей, где сможет встречаться со всеми желающими познакомиться с нею и показывать им огромное количество наград, которые она завоевала за свою спортивную жизнь.

Орден Ленина. Веденин и Кулакова 1972 год.

See more:

Team

IVANOVA Julia
IVANOVA Julia
Biography , Komi Republic

Sponsors

  • Fisher
  • Adidas
  • Atomic
  • Madshus
  • START
  • BRIKO
  • Rossignol
  • Swix
  • SkiGo
  • Craft
  • POLAR
  • SALOMON
  • STAR
  • Rottefella
  • Holmenkol
  • FORWARD
  • ALPINA
  • Kola Gmk
  • Аэрофлот

Results

-